суббота, 14 февраля 2015 г.

Научное познание












Словарь по теме "Научное познание"

Анализ – мысленное расчленение объектов, предметов на составные части и мысленное выделение в них отдельных признаков.
Антинаучное знание – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
Гипотеза – предположение, которое нуждается в практической проверке. 
Дедукция – это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. 
Доказательство – это подтверждение гипотезы.
Донаучное знание – прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI века).
Закон – устойчивое положение, отражающее объективные, существенные связи и качества явлений действительности. 
Знаковые (математические) модели – описание объекта или процесса  при помощи систем уравнений, графиков, формул.
Индукция – логическое умозаключение от частных фактов к общим выводам, которые впоследствии становятся законами.
Лженаучное знание – сознательно использующее домыслы и предрассудки.
Мировоззренческая функция науки – формирование научной картины мира.
Моделирование – это исследование объектов познания при помощи моделей. 
Модель – это упрощённый образ объекта или явления.
Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.
Наука – система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления; особый вид деятельности, направленной на получение нового знания (научная деятельность); отрасль духовного производства, основной продукцией которой являются понятия, законы, теории; особая система знаний как результат этой деятельности (например, физика как наука); социальный институт, то есть система организаций и учреждений, занимающихся научной деятельностью (например, НИИ, лаборатории и т.д.); непосредственная производительная сила общества.
Научная картина мира – обобщение множества научных теорий, описывающих существующие формы бытия. 
Научное познание – познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Ненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некоторое понятие.
Образные модели – образы, созданные на основе мысленных экспериментов.
Объективность НП – изучение мира таким, какой он есть.
Парадигма – это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований.
Паранаучное знание – внешне похожее на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием.
Познавательная функция науки – накопление  знаний об окружающем мире, описание и объяснение явлений окружающего мира. 
Практическая функция науки – возможность применения научных знаний на практике.
Прикладные научные исследования – исследования, ориентированные на практическое применение.
Проблема – противоречие между теорией и практикой или между составными частями научной теории; задача, которую следует решить.
Прогностическая функция науки – определение тенденций развития процессов и явлений.
Синтез – мысленное соединение в целое частей объекта, предмета, либо основных признаков, полученных в процессе анализа.
Системность НП – фиксация, обобщение фактов, формирование их в определенные системы.
Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по определенным признакам.
Теоретический уровень НП – выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей.
Теория – система взаимосвязанных утверждений, законов.
Факт – результат целенаправленного наблюдения (экспериментирования) за объектом; обладает качествами достоверности и инвариантности, т.е. относительной независимости от теоретической системы.
Физические модели – уменьшение или увеличение технического объекта для изучения основных свойств и функций.
Формализация – это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке.
Фундаментальные научные исследования – исследования, направленные на подтверждение или опровержение каких-то научных закономерностей.
Эксперимент – практическая проверка выдвинутой гипотезы; исследование какого-либо явления путём активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменения течения процесса в нужном направлении.
Эмпирический уровень НП – выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.


Сделано на основе материала сайта Обществознание.про
Иллюстрации взяты из разных источников (12345678910111213)

Комментариев нет:

Отправить комментарий