Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.
Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний. Так, в античные времена было установлено различие между знанием и мнением. Средневековье особенно волновал вопрос о соотношении знания и веры. Успехи наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Именно с этого времени существует разделения знания на различные виды.
Мифологическое знание:
- самый ранний способ понимания природной и общественной действительности;
- объясняет многообразие мира простыми идеями;
- заменяет объяснение мира рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей;
- описывает творение мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды;
- обеспечивает преемственность культуры племени (народа);
- утверждает принятую в данном обществе систему правил и ценностей, моделирует человеческое поведение в определённых условиях;
- в дописьменную эпоху было вместилищем социальной памяти;
- не разделяет объект и субъект познания, вещь и слово, предмет и знак, происхождение вещи и ее сущность;
- по большей части осталось в прошлом;
- и сегодня героизирует одних известных людей, а других демонизирует.
- объясняет многообразие мира простыми идеями;
- заменяет объяснение мира рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей;
- описывает творение мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды;
- обеспечивает преемственность культуры племени (народа);
- утверждает принятую в данном обществе систему правил и ценностей, моделирует человеческое поведение в определённых условиях;
- в дописьменную эпоху было вместилищем социальной памяти;
- не разделяет объект и субъект познания, вещь и слово, предмет и знак, происхождение вещи и ее сущность;
- по большей части осталось в прошлом;
- и сегодня героизирует одних известных людей, а других демонизирует.
Обыденно-практическое (житейское) знание:
- представляет собой опыт повседневной жизни, накопление знаний в процессе деятельности;
- представляет собой опыт повседневной жизни, накопление знаний в процессе деятельности;
- даёт прочные, но разрозненные и несистематичные знания;
- включает здравый смысл, приметы, верования, предчувствия, настроения;
- не претендует на теоретическое обоснование и обходится без него;
- способствует усвоению не только практических знаний, но и оценок, норм поведения, причём человек усваивает их как бы исподволь, без специальных усилий, действуя по образцу;
- напрямую связано с народной мудростью - сводом рецептов, правил поведения, выработанным народом в процессе своего развития (включает пословицы и поговорки, основные свойствами являются обобщение опыта, афористичность, здравый смысл).
- не претендует на теоретическое обоснование и обходится без него;
- способствует усвоению не только практических знаний, но и оценок, норм поведения, причём человек усваивает их как бы исподволь, без специальных усилий, действуя по образцу;
- напрямую связано с народной мудростью - сводом рецептов, правил поведения, выработанным народом в процессе своего развития (включает пословицы и поговорки, основные свойствами являются обобщение опыта, афористичность, здравый смысл).
Здравый смысл - стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причём эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали.
Религиозное и философское знание:
- выделились из мифа;
- выделились из мифа;
- первое основано на вере в сверхъестественные силы и не связано с рациональной деятельностью, не предполагает логические доказательства;
- второе имеет предельно общий характер (универсализм) и проверяет все через доводы разума (критицизм)
- проявляется в искусстве;
- включает эстетическое отношение человека к действительности;
- построено по законам красоты;
- обладает определёнными свойствами реально существующего предмета;
- обобщает важные свойства реальных объектов;
- помогает представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение как выражение мысли.
- обладает определёнными свойствами реально существующего предмета;
- обобщает важные свойства реальных объектов;
- помогает представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение как выражение мысли.
Паранаука:
- грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми оперирует;
- использует сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям;
- отличается претензией на универсальность;
- нередко прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной;
- требует внимание к себе;
- зачастую демонстрирует нетерпимость к науке традиционной;
- иногда способствует выдвижению новых научных проблем;
- уходит от конкретных объяснений, не обращает внимания на противоречия.
- грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми оперирует;
- использует сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям;
- отличается претензией на универсальность;
- нередко прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной;
- требует внимание к себе;
- зачастую демонстрирует нетерпимость к науке традиционной;
- иногда способствует выдвижению новых научных проблем;
- уходит от конкретных объяснений, не обращает внимания на противоречия.
Источники:
- Обществознание. Профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой
Комментариев нет:
Отправить комментарий