Домашнее задание
Эта картина весьма распространена в Интернете. Очень легко понять, в чём её необычность. И очень сложно ответить сразу, что на ней изображено.
Её неизменным спутником стал вопрос "Сколько человек изображено на картине?".
Попробуйте сначала ответить на него самостоятельно.
Её неизменным спутником стал вопрос "Сколько человек изображено на картине?".
Попробуйте сначала ответить на него самостоятельно.
Большинство в первую очередь замечают самый большой объект - голову с лысиной и седой бородой. Освещение мостовой напоминает по форме пиджак, а лежащее животное словно рука на груди - все эти детали позволяет заметить чувственное познание - один из видов познания, характеризующийся непосредственностью, наглядностью и предметностью, воспроизведением внешних сторон и свойств объекта. Чувственное познание осуществляется с помощью зрения, слуха, обонянием, вкусом и осязанием.
Формами чувственного познания мира являются ощущение (отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета), восприятие (комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета) и представление (образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств).
Разные детали складываются в одну общую картину: старика в профиль крупным планом позволяет заметить рациональное познание, чьими чертами являются абстрактность и обобщённость, воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений. Это способ отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формами чувственного познания мира являются ощущение (отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета), восприятие (комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета) и представление (образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств).
Разные детали складываются в одну общую картину: старика в профиль крупным планом позволяет заметить рациональное познание, чьими чертами являются абстрактность и обобщённость, воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений. Это способ отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Мы называем понятие (форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках), суждение (форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними) и умозаключение (форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из другого) формами рационального познания.
Мы знаем, что есть ещё образы на этой картине и ищем их, используя оба вида познания: вот этот силуэт напоминает лицо (чувственный), у него, действительно, виден глаз, нос, губы, а значит, это ещё один человек которого мы ищем (рациональный).
Самое интересное, что так называемый "правильный ответ" в разных источниках расходится. Даже на картинках, где показывают конкретные места, не все соглашаются, что там что-то есть, утверждают, что кому-то просто показалось, на самом деле людей меньше. Принято считать, что на картине "спрятались" девять людей. А вот здесь, например, отмечены четырнадцать. Видите ли Вы их? Быть может, Вы не достаточно внимательны? А может, тот кто отметил ещё 5 образов, видит то, чего нет?
Так может ли познание людей различаться?
Так может ли познание людей различаться?
Так может ли познание людей различаться?
Можно ли познать мир?
Оптимизм. Утверждает принципиальную познаваемость мира. Утверждает принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире.
Скептицизм. Не отрицает принципиальную возможность познания мира. Выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
Агностицизм. Отрицает полностью или частично возможность познания мира. Познание не даёт достоверных сведений о мире.
Познавательная деятельность
Так может ли познание людей различаться?
(ответ на вопрос из домашнего задания)
И почему возникает "двоякость" в картинах?
В картине художника Сальвадора Дали "Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера" имеются альтернативные способы интерпретации изображенной сцены. В самом центре картины изображены две маленькие монахини, которые стоят рядом. Но при другой перцептивной организации картины лица монахинь превращаются в глаза Вольтера, а их соприкасающиеся фигуры — в нос и подбородок. До некоторой степени эти два способа организации зрительной информации несовместимы: трудно воспринимать оба изображения одновременно.
Таким образом, в зависимости от того, какое значение придает картинкам сознание, мы видим на них то бюст Вольтера, то невольничий рынок. При этом само изображение остается неизменным.
На характер и содержание образа влияет не только смысловая установка сознания, но и другие факторы: особенности «воспринимающих устройств», то есть наших органов чувств, индивидуальный опыт, культурно-исторический опыт.
Источники:
Даша, этот Ваш ответ на вопрос из домашнего задания - фрагмент из моего конспекта урока :-)
ОтветитьУдалитьА в работе с картиной Вы отделили её характеристику и определения понятий - форм познания. А задача состояла как раз в том, чтобы проиллюстрировать картиной основные понятия темы.
Мария Николаевна, спасибо за комментарий!
УдалитьТак получилось, что я пропустила уроки, посвящённые этой теме, и попала сразу на домашнее задание, которое сделала на основе презентации и работ моих предшественников. Но определённые вопросы по теме остались и, когда я составляла конспект по теме, изучила весь Ваш материал и нашла этот чудесный отрывок, объяснивший мне многое. Не стала изобретать велосипед и сохранила у себя в тетради, потому что он доступно объясняет то, что я не смогла понять сама.
В источниках я указала ссылку, спасибо Вам за электронный конспект урока - он очень полезен.
Что касается домашнего задания, то я поняла недостаток работы, хотя испытываю трудности с представлением того, как это можно было бы исправить.