воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Проблема познаваемости мира

Домашнее задание


Эта картина весьма распространена в Интернете. Очень легко понять, в чём её необычность. И очень сложно ответить сразу, что на ней изображено.
Её неизменным спутником стал вопрос "Сколько человек изображено на картине?".
Попробуйте сначала ответить на него самостоятельно. 

Большинство в первую очередь замечают самый большой объект - голову с лысиной и седой бородой. Освещение мостовой напоминает по форме пиджак, а лежащее животное словно рука на груди - все эти детали позволяет заметить чувственное познание - один из видов познания, характеризующийся непосредственностью, наглядностью и предметностью, воспроизведением внешних сторон и свойств объекта. Чувственное познание осуществляется с помощью зрения, слуха, обонянием, вкусом и осязанием.
Формами чувственного познания мира являются ощущение (отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета), восприятие (комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета) и представление (образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств).
Разные детали складываются в одну общую картину: старика в профиль крупным планом позволяет заметить рациональное познание, чьими чертами являются абстрактность и обобщённость, воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений. Это способ отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Мы называем понятие (форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках), суждение (форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними) и умозаключение (форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из другого) формами рационального познания.
Затем обычно любители оптических иллюзий замечают пышную жёлтую юбку женщины с младенцем и мужчину в светлой одежде и шляпе, опирающегося на тонкую тросточку. Эти три образа самые крупные и чёткие, найти их не составит труда. 
Мы знаем, что есть ещё образы на этой картине и ищем их, используя оба вида познания: вот этот силуэт напоминает лицо (чувственный), у него, действительно, виден глаз, нос, губы, а значит, это ещё один человек которого мы ищем (рациональный).
Самое интересное, что так называемый "правильный ответ" в разных источниках расходится. Даже на картинках, где показывают конкретные места, не все соглашаются, что там что-то есть, утверждают, что кому-то просто показалось, на самом деле людей меньше. Принято считать, что на картине "спрятались" девять людей. А вот здесь, например, отмечены четырнадцать. Видите ли Вы их? Быть может, Вы не достаточно внимательны? А может, тот кто отметил ещё 5 образов, видит то, чего нет?
Так может ли познание людей различаться?


Можно ли познать мир?
Оптимизм. Утверждает принципиальную познаваемость мира. Утверждает принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире.
Скептицизм. Не отрицает принципиальную возможность познания мира. Выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. 
Агностицизм. Отрицает полностью или частично возможность познания мира. Познание не даёт достоверных сведений о мире. 


Познавательная деятельность













Так может ли познание людей различаться?
(ответ на вопрос из домашнего задания)
И почему возникает "двоякость" в картинах?


В картине художника Сальвадора Дали "Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера" имеются альтернативные способы интерпретации изображенной сцены. В самом центре картины изображены две маленькие монахини, которые стоят рядом. Но при другой перцептивной организации картины лица монахинь превращаются в глаза Вольтера, а их соприкасающиеся фигуры — в нос и подбородок. До некоторой степени эти два способа организации зрительной информации несовместимы: трудно воспринимать оба изображения одновременно.
Таким образом, в зависимости от того, какое значение придает картинкам сознание, мы видим на них то бюст Вольтера, то невольничий рынок. При этом само изображение остается неизменным.
На характер и содержание образа влияет не только смысловая установка сознания, но и другие факторы: особенности «воспринимающих устройств», то есть наших органов чувств, индивидуальный опыт, культурно-исторический опыт.


Источники:

2 комментария:

  1. Даша, этот Ваш ответ на вопрос из домашнего задания - фрагмент из моего конспекта урока :-)

    А в работе с картиной Вы отделили её характеристику и определения понятий - форм познания. А задача состояла как раз в том, чтобы проиллюстрировать картиной основные понятия темы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария Николаевна, спасибо за комментарий!
      Так получилось, что я пропустила уроки, посвящённые этой теме, и попала сразу на домашнее задание, которое сделала на основе презентации и работ моих предшественников. Но определённые вопросы по теме остались и, когда я составляла конспект по теме, изучила весь Ваш материал и нашла этот чудесный отрывок, объяснивший мне многое. Не стала изобретать велосипед и сохранила у себя в тетради, потому что он доступно объясняет то, что я не смогла понять сама.
      В источниках я указала ссылку, спасибо Вам за электронный конспект урока - он очень полезен.

      Что касается домашнего задания, то я поняла недостаток работы, хотя испытываю трудности с представлением того, как это можно было бы исправить.

      Удалить