Как ребёнок берёт незнакомые предметы в рот, открывая для себя таким образом мир, так и человек с древнейших времён осваивает окружающую действительность. Наблюдение и эксперимент - вот методы, на которые опирается наука; в философии же огромную роль играет внутренняя убеждённость человека. Говорят даже, что в философии истин столько же, сколько философов в истории. Ни одна из этих истин не будет абсолютной, но любая является относительной, так как философы строят свои рассуждения на рациональной основе, стремятся к логической обоснованности выводов, но опираются вдобавок на собственное мировоззрение, явление субъективное по сути.
И всё же, по моему мнению, представить жизнь без философии невозможно. В той или иной степени мы все задаёмся философскими вопросами от детского "Что такое хорошо?" до извечного "В чём смысл жизни, и есть ли он вообще?". Более того, философия играет важную роль в обучении, даже если не изучается как отдельный предмет.
Возьмём как пример литературу. Всё, что не сказал автор прямо, мы найдём между строк и дадим свою оценку действиям героям. А ведь книги прививают нам определённые ценности. Авторы излагают своё видение тех или иных вечных вопросов. То же самое можно сказать про любой вид искусства. "Искусство — художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности" - определение из "Новой философской энциклопедии".
Перейдём от искусства к географии. Наши условия жизни лучше, чем у африканских племён. Считают ли сами дикари, что живут хуже нас? Не думаю. Они могут даже посмеяться над нашими проблемами. У нас никогда не совпадут ответы на вопрос: "В чём счастье?", просто потому что наши миры сильно отличаются.
В качестве примера можем взять точную науку - физику. Возьму ситуацию прямо из учебника.Во время отправления поезда двух наблюдателей (пассажира и провожающего) просят ответить на вопрос: яблоко движется или нет? Пассажир видит, что яблоко находится в метре от него и это расстояние сохраняется с течением времени. Провожающий на перроне видит, как с течением времени расстояние от него до яблока увеличивается. Пассажир отвечает, что яблоко не совершает механического движения - оно неподвижно; провожающий говорит, что яблоко движется. Согласно определению механического движения, одно и то же тело одновременно движется и не движется. Наука допускает совершенно парадоксальный вывод потому, что в определении есть слова "...относительно других тел". Так можно ли говорить о том, чтобы познавать мир исключительно с помощью фактов, если даже в точной науке есть понятие относительности?
Мой вывод: нет. Человек - есть мера всех вещей. Есть вещи, познать которые можно лишь через себя. А это уже философия.
Чацкий: Нет, нынче свет уж не таков.
Фамусов: Опасный человек!
Чацкий: Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Фамусов: Что говорит! и говорит, как пишет!
Чацкий: У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.
Фамусов: Он вольность хочет проповедать!
Чацкий: Кто путешествует, в деревне кто живет...
Фамусов: Да он властей не признает!
Чацкий: Кто служит делу, а не лицам...
Фамусов: Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.
Чацкий: Я наконец вам отдых дам...
Не просто так я написала отрывок из комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова. Здесь использован приём "разговор глухих", показывающий столкновение представителей "века нынешнего" и "века минувшего" - людей из разных обществ, не способных друг друга понять. И не назовёшь Чацкого глупым, и говорит он хорошо, да только слушать его Фамусов не готов. Вот и вся проблема в ведении разговора: с кем ты говоришь. Легко вести диалог с человеком своего круга: даже неправильно заданный вопрос будет понят как надо. Человеку, что мыслит совершенно иначе, чем вы, объяснить будет сложнее. И у меня зачастую бывают с этим трудности. В таких ситуациях я считаю важным навыком умение слушать. Это первый шаг к пониманию другого человека.
Кроме того, что слушать, нужно уметь и слышать. Улавливать суть, упуская ненужные подробности. Любую полученную информацию в идеале стоит рассматривать объективно. Критическое мышление считается наиболее совершенным. Я склонна верить новой информации, если она звучит достаточно правдоподобно. Мне нравится, когда есть несколько точек зрения, даже противоположных. Сравнивая, анализируя и делая выводы, я лучше запоминаю что-то новое.
Именно поэтому я считаю, что важно ещё уметь находить причинно-следственные связи. Некоторые считают, что выучить наизусть что зачем следует проще, чем понять как последующее вытекает из предыдущего. Но то, что выучено, забудется спустя время. Логически же восстановить события можно в любой момент, чем я и пользуюсь во время учёбы, так как совершенно не люблю зубрёжку.
Никогда не поздно поумнеть.
Чтобы победить в передаче "Самый умный" с Тиной Канделаки нужно иметь действительно огромный запас знаний. Человек, который много знает, - это лишь одна из трактовок слова "умный". Но в реальной жизни полезнее такие качества, как сообразительность, быстрота мышления, смекалка. Если человек может найти выход при нехватке знаний и опыта - это умный человек.
Посмотрим на слово "умный" с третьего ракурса: как на синоним слова "образованный". Возможно, эти слова не стоит ставить рядом. Иногда образование - это просто корочка. Можно найти множество фактов, что великие учёные были троечниками в школе, а состоявшиеся бизнесмены и вовсе бросали обучение в своё время. Но я всё же поднимаю эту тему, потому что хочу упомянуть истории, когда пожилые люди учатся в школах и университетах наравне с молодёжью. Илья Осипов в свои 78 лет имеет 22 диплома и собирается поступать в медицинский институт. Кларенс Гарретт, ветеран Второй мировой войны, вернулся в родной ВУЗ спустя 50 лет и получил заветную мантию. Элеанор Бенц, бабушка пятнадцати внуков, получила аттестат в 90 лет. Фред Батлер покинул школу в 14 лет и целыми днями работал, чтобы содержать мать и пятерых братьев и сестёр, и получил свой аттестат в возрасте 106 лет. Ма Ксиукан работала на хлопковой плантации, ужасно завидуя ровесникам, и только к 102 годам получила возможность поступить в первый класс. История студентки Розы ходит по Интернету, покоряя читателей добротой и искренностью. Для этих людей закончить школу было заветной мечтой на протяжении многих лет. Чем старше люди, тем сложнее учиться. Но эти истории учат нас, что главное - желание, а остальное не является преградой. Потому людей, стремящихся к знаниям даже в пожилом возрасте, уважают. А желание их ведь вовсе не поумнеть. Так что я несколько переформулирую изначальную цитату.
И всё же, по моему мнению, представить жизнь без философии невозможно. В той или иной степени мы все задаёмся философскими вопросами от детского "Что такое хорошо?" до извечного "В чём смысл жизни, и есть ли он вообще?". Более того, философия играет важную роль в обучении, даже если не изучается как отдельный предмет.
Возьмём как пример литературу. Всё, что не сказал автор прямо, мы найдём между строк и дадим свою оценку действиям героям. А ведь книги прививают нам определённые ценности. Авторы излагают своё видение тех или иных вечных вопросов. То же самое можно сказать про любой вид искусства. "Искусство — художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности" - определение из "Новой философской энциклопедии".
Перейдём от искусства к географии. Наши условия жизни лучше, чем у африканских племён. Считают ли сами дикари, что живут хуже нас? Не думаю. Они могут даже посмеяться над нашими проблемами. У нас никогда не совпадут ответы на вопрос: "В чём счастье?", просто потому что наши миры сильно отличаются.
В качестве примера можем взять точную науку - физику. Возьму ситуацию прямо из учебника.Во время отправления поезда двух наблюдателей (пассажира и провожающего) просят ответить на вопрос: яблоко движется или нет? Пассажир видит, что яблоко находится в метре от него и это расстояние сохраняется с течением времени. Провожающий на перроне видит, как с течением времени расстояние от него до яблока увеличивается. Пассажир отвечает, что яблоко не совершает механического движения - оно неподвижно; провожающий говорит, что яблоко движется. Согласно определению механического движения, одно и то же тело одновременно движется и не движется. Наука допускает совершенно парадоксальный вывод потому, что в определении есть слова "...относительно других тел". Так можно ли говорить о том, чтобы познавать мир исключительно с помощью фактов, если даже в точной науке есть понятие относительности?
Мой вывод: нет. Человек - есть мера всех вещей. Есть вещи, познать которые можно лишь через себя. А это уже философия.
Чацкий: Нет, нынче свет уж не таков.
Фамусов: Опасный человек!
Чацкий: Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Фамусов: Что говорит! и говорит, как пишет!
Чацкий: У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.
Фамусов: Он вольность хочет проповедать!
Чацкий: Кто путешествует, в деревне кто живет...
Фамусов: Да он властей не признает!
Чацкий: Кто служит делу, а не лицам...
Фамусов: Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.
Чацкий: Я наконец вам отдых дам...
Кроме того, что слушать, нужно уметь и слышать. Улавливать суть, упуская ненужные подробности. Любую полученную информацию в идеале стоит рассматривать объективно. Критическое мышление считается наиболее совершенным. Я склонна верить новой информации, если она звучит достаточно правдоподобно. Мне нравится, когда есть несколько точек зрения, даже противоположных. Сравнивая, анализируя и делая выводы, я лучше запоминаю что-то новое.
Именно поэтому я считаю, что важно ещё уметь находить причинно-следственные связи. Некоторые считают, что выучить наизусть что зачем следует проще, чем понять как последующее вытекает из предыдущего. Но то, что выучено, забудется спустя время. Логически же восстановить события можно в любой момент, чем я и пользуюсь во время учёбы, так как совершенно не люблю зубрёжку.
Никогда не поздно поумнеть.
Чтобы победить в передаче "Самый умный" с Тиной Канделаки нужно иметь действительно огромный запас знаний. Человек, который много знает, - это лишь одна из трактовок слова "умный". Но в реальной жизни полезнее такие качества, как сообразительность, быстрота мышления, смекалка. Если человек может найти выход при нехватке знаний и опыта - это умный человек.
Посмотрим на слово "умный" с третьего ракурса: как на синоним слова "образованный". Возможно, эти слова не стоит ставить рядом. Иногда образование - это просто корочка. Можно найти множество фактов, что великие учёные были троечниками в школе, а состоявшиеся бизнесмены и вовсе бросали обучение в своё время. Но я всё же поднимаю эту тему, потому что хочу упомянуть истории, когда пожилые люди учатся в школах и университетах наравне с молодёжью. Илья Осипов в свои 78 лет имеет 22 диплома и собирается поступать в медицинский институт. Кларенс Гарретт, ветеран Второй мировой войны, вернулся в родной ВУЗ спустя 50 лет и получил заветную мантию. Элеанор Бенц, бабушка пятнадцати внуков, получила аттестат в 90 лет. Фред Батлер покинул школу в 14 лет и целыми днями работал, чтобы содержать мать и пятерых братьев и сестёр, и получил свой аттестат в возрасте 106 лет. Ма Ксиукан работала на хлопковой плантации, ужасно завидуя ровесникам, и только к 102 годам получила возможность поступить в первый класс. История студентки Розы ходит по Интернету, покоряя читателей добротой и искренностью. Для этих людей закончить школу было заветной мечтой на протяжении многих лет. Чем старше люди, тем сложнее учиться. Но эти истории учат нас, что главное - желание, а остальное не является преградой. Потому людей, стремящихся к знаниям даже в пожилом возрасте, уважают. А желание их ведь вовсе не поумнеть. Так что я несколько переформулирую изначальную цитату.
Никогда не поздно стать лучше.
1) Какие два вида познания включает обществознание?
Обществознание включает социальные науки и гуманитарное познание.
2) Чем отличаются социальные науки от гуманитарного познания?
Социальные науки ориентированы на изучение структур, общих связей и закономерностей.
Гуманитарное познание содержит установку на конкретно индивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей.
3) Что связывает социальные и гуманитарные научные дисциплины?
Обе дисциплины являются общественными науками. К тому же, у них общий объект познания: человек и общество.
4) Таблица
Обществознание включает социальные науки и гуманитарное познание.
2) Чем отличаются социальные науки от гуманитарного познания?
Социальные науки ориентированы на изучение структур, общих связей и закономерностей.
Гуманитарное познание содержит установку на конкретно индивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей.
3) Что связывает социальные и гуманитарные научные дисциплины?
Обе дисциплины являются общественными науками. К тому же, у них общий объект познания: человек и общество.
4) Таблица
Суждения, характеризующие
социальные науки |
Гуманитарные дисциплины,
к которым они относятся |
---|---|
Социальные науки ориентированы на изучение структур, общих связей и закономерностей. |
Социология |
Социальные науки четко противопоставлялись повседневному сознанию как специфическая область понятий, "возвышающихся" над непосредственным отображением людьми их обыденной жизни. |
Философия |
Для социальных наук люди были элементами той объективной картины, которую эти науки определяли. |
Социальная психология |
Просто замечательное сочинение. Прям чувствуется, что душу вложила! Так уместно подобраны цитаты и очень интересные примеры! Из рекомендаций: продолжай в том же духе!
ОтветитьУдалитьДарья, Вы умница! Прочла на одном дыхании. Сразу вспомнила, как год назад кто-то оставил в кабинете томик Грибоедова. Неделю я искала хозяина, а потом унесла домой. Открыла на произвольной странице и начала читать. Это оказалась комедия "Молодые супруги" (мой отзыв на неё здесь). Прочитала на одном дыхании: очень честная, ироничная и не потерявшая своей актуальности небольшая книга.
ОтветитьУдалитьочень понравилась опора на примеры. Вот про пожилых людей: есть такой журналист Владимир Яковлев, у него проект "Возраст счастья", в рамках которого он как раз собирает информацию и пожилых людях, резко поменявших свою жизнь. Я одну книгу у него читала — Захотела и смогла