понедельник, 8 сентября 2014 г.

Наука и философия


              Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:
    - Что такое хорошо и что такое плохо?



Как ребёнок берёт незнакомые предметы в рот, открывая для себя таким образом мир, так и человек с древнейших времён осваивает окружающую действительность. Наблюдение и эксперимент - вот методы, на которые опирается наука; в философии же огромную роль играет внутренняя убеждённость человека. Говорят даже, что в философии истин столько же, сколько философов в истории. Ни одна из этих истин не будет абсолютной, но любая является относительной, так как философы строят свои рассуждения на рациональной основе, стремятся к логической обоснованности выводов, но опираются вдобавок на собственное мировоззрение, явление субъективное по сути. 

И всё же, по моему мнению, представить жизнь без философии невозможно. 
В той или иной степени мы все задаёмся философскими вопросами от детского "Что такое хорошо?" до извечного "В чём смысл жизни, и есть ли он вообще?". Более того, философия играет важную роль в обучении, даже если не изучается как отдельный предмет. 

Возьмём как пример литературу. Всё, что не сказал автор прямо, мы найдём между строк и дадим свою оценку действиям героям. А ведь книги прививают нам определённые ценности. Авторы излагают своё видение тех или иных вечных вопросов. То же самое можно сказать про любой вид искусства. "Искусство — художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности" - определение из "Новой философской энциклопедии". 

Перейдём от искусства к географии. Наши условия жизни лучше, чем у африканских племён. Считают ли сами дикари, что живут хуже нас? Не думаю. Они могут даже посмеяться над нашими проблемами. У нас никогда не совпадут ответы на вопрос: "В чём счастье?", просто потому что наши миры сильно отличаются.

В качестве примера можем взять точную науку - физику. Возьму ситуацию прямо из учебника.Во время отправления поезда двух наблюдателей (пассажира и провожающего) просят ответить на вопрос: яблоко движется или нет? Пассажир видит, что яблоко находится в метре от него и это расстояние сохраняется с течением времени. Провожающий на перроне видит, как с течением времени расстояние от него до яблока увеличивается. Пассажир отвечает, что яблоко не совершает механического движения - оно неподвижно; провожающий говорит, что яблоко движется. Согласно определению механического движения, одно и то же тело одновременно движется и не движется. Наука допускает совершенно парадоксальный вывод потому, что в определении есть слова "...относительно других тел". Так можно ли говорить о том, чтобы познавать мир исключительно с помощью фактов, если даже в точной науке есть понятие относительности?

Мой вывод: нет. Человек - есть мера всех вещей. Есть вещи, познать которые можно лишь через себя. А это уже философия. 



Кузьмин Н.В. – Фамусов и Чацкий. 1947


Чацкий: Нет, нынче свет уж не таков.
Фамусов: Опасный человек!
Чацкий: Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Фамусов: Что говорит! и говорит, как пишет!
Чацкий: У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.
Фамусов: Он вольность хочет проповедать!
Чацкий: Кто путешествует, в деревне кто живет...
Фамусов: Да он властей не признает!
Чацкий: Кто служит делу, а не лицам...
Фамусов: Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.
Чацкий: Я наконец вам отдых дам...

Не просто так я написала отрывок из комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова. Здесь использован приём "разговор глухих", показывающий столкновение представителей "века нынешнего" и "века минувшего" -  людей из разных обществ, не способных друг друга понять. И не назовёшь Чацкого глупым, и говорит он хорошо, да только слушать его Фамусов не готов. Вот и вся проблема в ведении разговора: с кем ты говоришь. Легко вести диалог с человеком своего круга: даже неправильно заданный вопрос будет понят как надо. Человеку, что мыслит совершенно иначе, чем вы, объяснить будет сложнее. И у меня зачастую бывают с этим трудности. В таких ситуациях я считаю важным навыком умение слушатьЭто первый шаг к пониманию другого человека. 

Кроме того, что слушать, нужно уметь и слышать. Улавливать суть, упуская ненужные подробности. Любую полученную информацию в идеале стоит рассматривать объективно. Критическое мышление считается наиболее совершенным. Я склонна верить новой информации, если она звучит достаточно правдоподобно. Мне нравится, когда есть несколько точек зрения, даже противоположных. Сравнивая, анализируя и делая выводы, я лучше запоминаю что-то новое.

Именно поэтому я считаю, что важно ещё уметь находить причинно-следственные связиНекоторые считают, что выучить наизусть что зачем следует проще, чем понять как последующее вытекает из предыдущего. Но то, что выучено, забудется спустя время. Логически же восстановить события можно в любой момент, чем я и пользуюсь во время учёбы, так как совершенно не люблю зубрёжку.



Никогда не поздно поумнеть.

Чтобы победить в передаче "Самый умный" с Тиной Канделаки нужно иметь действительно огромный запас знаний. Человек, который много знает, - это лишь одна из трактовок слова "умный". Но в реальной жизни полезнее такие качества, как сообразительность, быстрота мышления, смекалка. Если человек может найти выход при нехватке знаний и опыта - это умный человек.

Посмотрим на слово "умный" с третьего ракурса: как на синоним слова "образованный". Возможно, эти слова не стоит ставить рядом. Иногда образование - это просто корочка. Можно найти множество фактов, что великие учёные были троечниками в школе, а состоявшиеся бизнесмены и вовсе бросали обучение в своё время. Но я всё же поднимаю эту тему, потому что хочу упомянуть истории, когда пожилые люди учатся в школах и университетах наравне с молодёжью. Илья Осипов в свои 78 лет имеет 22 диплома и собирается поступать в медицинский институт. Кларенс Гарретт, ветеран Второй мировой войны, вернулся в родной ВУЗ спустя 50 лет и получил заветную мантию. Элеанор Бенц, бабушка пятнадцати внуков, получила аттестат в 90 лет. Фред Батлер покинул школу в 14 лет и целыми днями работал, чтобы содержать мать и пятерых братьев и сестёр, и получил свой аттестат в возрасте 106 лет. Ма Ксиукан работала на хлопковой плантации, ужасно завидуя ровесникам, и только к 102 годам получила возможность поступить в первый класс. История студентки Розы ходит по Интернету, покоряя читателей добротой и  искренностью. Для этих людей закончить школу было заветной мечтой на протяжении многих лет. Чем старше люди, тем сложнее учиться. Но эти истории учат нас, что главное - желание, а остальное не является преградой. Потому людей, стремящихся к знаниям даже в пожилом возрасте, уважают. А желание их ведь вовсе не поумнеть. Так что я несколько переформулирую изначальную цитату. 


Никогда не поздно стать лучше.








1) Какие два вида познания включает обществознание?
Обществознание включает социальные науки и гуманитарное познание.

2) Чем отличаются социальные науки от гуманитарного познания?
Социальные науки ориентированы на изучение структур, общих связей и закономерностей.
Гуманитарное познание содержит установку на конкретно индивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей.
3) Что связывает социальные и гуманитарные научные дисциплины?
Обе дисциплины являются общественными науками. К тому же, у них общий объект познания: человек и общество.

4) Таблица

Суждения, характеризующие
социальные науки
Гуманитарные дисциплины,
к которым они относятся

  Социальные науки ориентированы на изучение структур, общих связей и закономерностей.

Социология

  Социальные науки четко противопоставлялись повседневному сознанию как специфическая область понятий, "возвышающихся" над непосредственным отображением людьми их обыденной жизни.

Философия

  Для социальных наук люди были элементами той объективной картины, которую эти науки определяли.

Социальная психология

2 комментария:

  1. Просто замечательное сочинение. Прям чувствуется, что душу вложила! Так уместно подобраны цитаты и очень интересные примеры! Из рекомендаций: продолжай в том же духе!

    ОтветитьУдалить
  2. Дарья, Вы умница! Прочла на одном дыхании. Сразу вспомнила, как год назад кто-то оставил в кабинете томик Грибоедова. Неделю я искала хозяина, а потом унесла домой. Открыла на произвольной странице и начала читать. Это оказалась комедия "Молодые супруги" (мой отзыв на неё здесь). Прочитала на одном дыхании: очень честная, ироничная и не потерявшая своей актуальности небольшая книга.

    очень понравилась опора на примеры. Вот про пожилых людей: есть такой журналист Владимир Яковлев, у него проект "Возраст счастья", в рамках которого он как раз собирает информацию и пожилых людях, резко поменявших свою жизнь. Я одну книгу у него читала — Захотела и смогла

    ОтветитьУдалить