пятница, 31 октября 2014 г.

Человек как биосоциальное существо

С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошел длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим весь пройденный путь человечества, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Только человек смог столь значительно преобразиться сам и преобразовать окружающий мир. В теме "Человек как биосоциальное существо" мы ищем сходства и отличия человека от других живых существ.

Теории происхождения человека




Видео с ежегодной конференции TED. Луиза Лики задаёт вопрос: «Кто мы?» Этот вопрос приводит её в Великую ри́фтовую долину на востоке Африки, где она занимается раскопками в поисках эволюционных доказательств происхождения человечества. Она предлагает ошеломляющий новый взгляд на наших конкурировавших между собой предков.


Антропосоциогенез - это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.
Антропогенез - превращение животного в человека.
Социогенез - объединение в человеческое общество.
Человек - высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек как существо биологическое:
  • Включен в природную связь явлений.
  • Подчиняется биофизическим, биохимическим, физиологическим законам развития.
  • У человека и высших животных две пары конечностей, схожие сердечно-сосудистая и нервная системы, постоянная температура тела, легочный аппарат дыхания, четырехкамерное сердце, и те, и другие вскармливают детей молоком. Как и животному, человеку свойственны инстинкты, эмоции. Подобно животным, он обладает биологическими потребностями.
Биологические особенности человека:
  • Прямостояние и прямохождение.
  • Свободные верхние конечности, используемые для изготовления и употребления орудий.
  • Высокоразвитый мозг.
  • Приспособленные к прямохождению системы внутренних органов.
Социальная природа человека:
  • Членораздельная речь.
  • Способность производить орудия труда.
  • Способность преобразовывать природную и социальную среду.
  • Способность меняться в результате самовоспитания, под воздействием собственных волевых усилий.

Эссе

«Человек – не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он ещё не является тем, чем может стать и чем он, возможно, ещё станет» (Э. Фромм)

Существует ряд наук, изучающих общество: социология, история, философия, психология, политология, антропология и другие. При общем объекте, их различает предмет исследования, то есть у каждой из них свой аспект изучения общества. Отношение между обществом людей и общественным человеком является предметом социальной философии. Именно к этой науке относится высказывание социального психолога Эриха Фромма.
С самого первого слова очевидна центральная фигура высказывания, его общая тема – человек. Как отмечает Э. Фромм, человек является живым существом. По известному определению мы можем уточнить, что человек – не только биологическое, но и социальное существо, он неразрывно связан с обществом. Суждение «человек по природе существо общественное» высказал древнегреческий философ Аристотель ещё в  IV веке до нашей эры. Современная социальная философия рассматривает общество не как объединение отдельных индивидов, а как совместные действия людей, что близко к взглядам Карла Маркса, немецкого философа и основателя марксизма.
Создан ли человек для общества или общество для человека – один из вопросов социальной философии. Общество оказывает влияние на формирование мировоззрения человека. В любом обществе существует система ценностей, представления о свободе, об истинных или ложных потребностях. И любое общество развивается: оно может идти по пути прогресса или регресса. Изменения в обществе ведут к изменениям в образе жизни и настроениях его членов.
По этой причине человека нельзя изучить полностью в конкретный период его жизни, что, по моему мнению, и подразумевается в цитате Э. Фромма под словами «…только в длительном процессе развития».
Второе предложение цитаты не вызывает никаких сомнений, я с ним полностью согласна. Так, например, Степан Плюшкин, один из героев поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, был некогда прекрасным хозяином и семьянином, мог стать замечательным дедом, однако потерял жену, разочаровался в детях и остался наедине со своими деньгами, став скупым и бездушным. Судьба человека непредсказуема. «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - слова русского писателя Ю. Бондарева. Последствия наших действий разнообразны. Мир вокруг нас изменчив. И жизнь порой меняет людей настолько, что мы говорим о них: «Тогда и сейчас – два разных человека!».
Понятное дело, что в разное время, при отличных обстоятельствах люди ведут себя по-другому. Поставь кого-либо в непривычную для него ситуацию, и он поведёт себя иначе, чем обычно. Истории известны случаи, когда люди в экстренных обстоятельствах совершали невозможное. В одном из районов Канзаса мужчина поднял руками автомобиль и спас девочку, трагическим образом попавшую под колеса. Позже он пытался повторить этот же трюк, но у него ничего не получилось. Одна ситуация из бесконечного множества - всех не перечесть, побывать в каждой невозможно. Так нужна ли целая жизнь, чтобы понять одного человека? Поможет ли? Я не согласна с тем, что нужно знать весь процесс развития. Есть человек здесь и сейчас, таким его надо изучать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий