суббота, 25 октября 2014 г.

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор


Наш класс изучает обществознание на профильном уровне. По программе мы знакомимся с особенностями профессиональной деятельности в социально-гуманитарной сфере, анализируем потребности общества в специалистах данного профиля и размышляем над тем, какие проблемы могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности.


Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

Специальность (от лат. specialis — особый, особенный, species — род, вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Советский и российский психолог Евгений Александрович Климов в своей книге "Психология профессионального самоопределения" составил четырёхъярусную классификацию профессий (5 типов, 3 класса, 4 отдела, 4 группы).
"...в любом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные его разбиения, различения объектов и их групп. Полагаем, что для таких разоичений в первом приближении и будет полезна изложенная классификация. Она даёт некоторые слова-термины для видения особенностей, признаков психологического сходства и различия профессий. А это и нужно, чтобы начать разбираться в мире профессий".

Выделенные Е. А. Климовым типы профессий связаны с пятью объектами труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек. 

Человек - техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.
Человек - художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.
Человек - природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.
Человек - знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.
Человек - человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Социально-гуманитарные профессии (socialis и humanus означают соответственно "общественный" и "человеческий, человечный") относятся к типу "человек-человек". Согласно Е. А. Климову, в профессиях данного типа мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества.
Представители профессий типа "человек-человек" умеют:
· руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям)· учить и воспитывать людей того или иного возраста· лечить· осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных)

Поскольку обо всех гуманитарных профессиях рассказать невозможно, остановимся на тех, которые основываются на знаниях, раскрываемых в профильном курсе обществоведения.

Профессия
Виды деятельности
Места работы
Профессиональные навыки
Преподаватель
воспитание и развитие детей в детских садах, школах-интернатах, домах инвалидов
работа с детьми в кружках, секциях, детских клубах, домах творчества
организация досуга детей в пионерских лагерях, санаториях
обучение детей в школе
дошкольные и средние образовательные учреждения
детские клубы, дома творчества, центры образования
школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов для детей
пионерские лагеря, санатории, туристические круизы, отели для отдыхающих
знание особенностей возрастного развития детей и подростков
знание педагогических методов и приемов воздействия на группу
знание обучающих методик
разработка урока, программы занятий
умение составлять учебно-методический план на определенный период
умение оценить способности ребенка, помочь их развитию
Социолог
планирование этапов исследовательской деятельности;
выбор оптимального метода исследования;
сбор результатов, их обработка, составление инфографики, документации, отчетов;
формирование экспертного мнения
центры изучения общественного мнения;
организации государственного и муниципального управления;
рейтинговые агентства;
маркетинговые и рекламные агентства;
консалтинговые компании;
знание основ социологии и смежных наук (статистика, политология, история, экономика);
умение применять те или иные методы исследования на практике
Политолог
сбор статистической информации;
проверка и обработка полученных сведений;
проведение исследований;
составление схем, таблиц, отчетов, написание аналитических статей;
предоставление комментариев
общественные организации (институты, аналитические центры и т.д.);
информационные агентства;
средства массовой информации;
органы государственного и муниципального управления
знание основ правоведения, истории как России, так и зарубежных стран (разные эпохи);
постоянное слежение за событиями в отечественной и мировой политической жизни;
умение структурировать свои мысли и облекать их в грамотную текстовую форму;
наличие профильного политологического образования (желательно)\
Психолог
прием и консультация клиентов;
выявление психологической проблемы;
проведение определенного комплекса упражнений (занятий) с помощью различных профессиональных методик;
анализ среды, в которую погружен объект психологического консультирования
специализированные государственные и частные медицинские учреждения;
образовательные и воспитательные учреждения;
центры психологической помощи;
службы по подбору персонала, кадровые агентства;
сфера научно-исследовательской деятельности
профильное образование (высшее профессиональное или курсы профессиональной переподготовки);
знание и умение использовать на практике различные психологические методики и способы терапии
Социальный педагог
работа с родителями и воспитателями(педагогами) по просвещению в вопросах, связанных с существующими и возможными проблемами детей;
проведение воспитательных бесед и мероприятий с детьми разных возрастов, разного уровня умственного и физического развития, социального положения;
предложение рекомендательных мер по семейному и социальному воспитанию подрастающего поколения;
формирование мотивации, социально грамотного мировоззрения у родителей детей в проблемных, малообеспеченных, неполных семьях;
защита прав и интересов детей, в том числе в судебном порядке;
подготовка исследований и отчетов о результатах собственной деятельности
соответствующие подразделения организаций по социальной защите населения;
детские сады;
школы;
детские прюты, детские дома
знание психологии, в особенности — детской, социальной и психологии личности;
компетенция в правовых и законодательных вопросах, напрямую касающихся детско-родительских отношений, проблем;
несовершеннолетних, их прав, обязанностей и ответственности в случае совершения преступлений;
умение вести документооборот


Итак, для работы в социально-гуманитарной сфере необходимо:
- умение общаться с людьми 
- терпение
- умение устанавливать различные по характеру контакты
- умение слушать
- умение ставить себя на место другого человека (эмпатия) 
- умение импровизировать
Также для специалиста в социально-гуманитарной сфере необходимо знание смежных областей научного знания. Наиболее важными дисциплинами практически для любого представителя сферы соц. гуманитарных знаний являются: философия, социология, психология и другие.

Помимо специфических качеств работника социально-гуманитарной сферы, есть общие качества, полезные для большинства профессий. Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который:
·  умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;
·  обладает критическим и творческим мышлением;
·  владеет богатым словарным запасом.
Кроме того, специалист, живущий и работающий в современном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
· самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;
·  четко осознавать, где и каким образом приобретенные им знания могут быть применены в окружающей действительности;
·  быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
·  грамотно работать с информацией;
·  быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них;
·  самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.


Зона оптимального выбора профессии



Домашнее задание

Человек в профессии

(выполнено совместно с +Екатерина Кузеванова)

Анастасия Александровна Ушакова 
  • Актриса «Театра-Студии Манекен»  под руководством профессора ЧГАКИ В. Ф. Филонова (1999-2009), Челябинского Государственного театра кукол им. В. Вольховского.(2006-2014)
  • Телеведущая программы «Утренний город» (ГТРК Культура – Южный Урал) (2005-2009)  
  • Преподаватель речевого Центра "Конкиста",  кафедры Сценической речи ЧГАКИ с 2005, а также кафедры Режиссуры кино и телевидения (2007 – 2012), кафедры философских наук (2006-2008). 


1. Здравствуйте, Анастасия Александровна! Нам известно, что сейчас вы работаете в сфере речевых технологий. Близко ли это к тому, о чём вы мечтали в детстве? 
Не совсем. По крайне мере тогда я не предполагала себе, что это будет близко к тому, о чём я мечтала в детстве. В детстве я мечтала быть артисткой. Причём артисткой драматического театра. Я мечтала играть Офелию, которую так ни разу и не сыграла. 
2. Как вы выбирали ВУЗ?
ВУЗ… выбирала, наверное, не я. ВУЗ выбирали мои родители. Я очень хотела учиться в Москве, но у нас не было тогда возможности, ну и меня не особо хотели отпускать далеко от дома. В Екатеринбург мне разрешили съездить, пару раз я съездила. Но я поступила только на третий год, как ни странно. Два года я поступала в Екатеринбурге и Челябинске и два года проваливалась с треском просто. Вот, а на третий год я поступила в Академию Культуры Искусств. 
3. Легко ли вы нашли работу по специальности?
Нет, нелегко. Первый год я работала менеджером по рекламе, уборщицей… в общем, много кем. Потом пошла в школу, театральный кружок, преподавателем в театральном кружке. Вот, и только год спустя, даже полтора года спустя, я попала в театр кукол, причём по чистой случайности. Я вообще не предполагала, что человек с драматическим образованием может попасть в театр кукол. А у моей подруги муж там работает актёром, и он ей сказал, что им не хватает «снегурочек» на Новый Год. И так я поработала Снегурочкой, потом со мной заключили договор на постоянной основе. 
4. Нам известно, что вы работали на телевидении. Сильно ли работа в театре отличается от работы на телевидении? В чём проявляется различие?
Сильно. В театре у тебя живой зритель. И ты можешь видеть, чувствовать, ощущать как он на тебя реагирует, чем он живёт, чем он дышит, слышит он тебя или не слышит, и, в зависимости от этого, ты можешь менять стратегию своего поведения. А когда ты на телевидении работаешь, у тебя камера, и ты можешь только предполагать, кто тебя слушает, смотрит и как с ними разговаривать и о чём, а прямой эфир накладывает особый такой отпечаток. 
5. Как вы думаете, какими чертами характера нужно обладать, чтобы работать на телевидении и в театре?
В первую очередь, терпением. Терпение и умение подчиняться. Я имею ввиду в той профессии, в которой работала я: актриса и телеведущая. Потому что ты зависишь от многих факторов и ты далеко не главный, не единственный. Главный в театре – это режиссёр, и всё крутится так, как хочется ему. И если каждый из артистов захочет проявить свою «самость», будет «Лебедь, рак и щука». На телевидении в принципе тоже самое: есть определённая концепция программы, есть определённая направленность, спонсоры, которые заказывают музыку, и ты не имеешь права идти вправо или влево. 
6. А когда вы занялись преподавательской деятельностью?
Да почти сразу. Я уже на третьем курсе поняла, что я уже не настолько хочу быть актрисой, сколько я хочу быть преподавателем сценической речи. 
7. Что для вас преподавание?
Сложный вопрос. Я преподаю актёрское мастерство, я преподаю технику. Мне кажется, всё по-разному. Я больше не знания даю всё-таки, а навыки. Это специфика моей профессии. Я не даю знания, я в лучшем случаю учу находить эти знания самим, а в основном я даю навыки. То есть даю людям какие-то инструменты в руки, с помощью которых они смогут себе отколупать кусочек гранита науки. 
8. Как вы думаете, что лучше: учить или учиться?
Учиться. Когда ты учишь, ты несёшь ответственность, огромную ответственность за то, что ты делаешь. Ты приумножаешь в мире что-то. Это к вопросу «Что такое преподавание для вас?». Хотелось бы мне верить, что это приумножение чего-то хорошего. То есть мы продолжаемся в своих учениках, и я надеюсь, что добром. Но я не знаю на самом деле, как потом всё сложится. Когда ты даёшь определённые навыки, знания, то как потом человек их применит – это уже большая ответственность. А вот когда ты учишься… Это кажется, что «ух, сложно!», я вот сейчас поняла, что учиться в больше всё-таки люблю и бесконечно, наверное, буду продолжать. 
9. Вам ведь приходилось оценивать людей на различных конкурсах. Что вы об этом думаете?
Конкурсанты бывают разные, бывают конкурсанты, которые очень талантливы, и это сразу видно. Бывают такие, которые очень усердные, но Бог не поцеловал в темечко, и они приходят из года в год, чего-то пытаются добиться, и ты не можешь им ничем помочь, потому что там своя специфика. Никакого места обещать им не можешь, естественно. Появляются какие-то вопросы «А почему не мой ребёнок? Почему вот так?». Я это не люблю. Это всегда очень сложно. Очень сложно принимать решения, когда перед тобой три талантливых ребёнка, а первое место надо отдать одному. Но вообще на конкурсах единственное, что я люблю, это когда действительно появляются такие «звёздочки». Ты понимаешь, что не просто так ты живёшь, что будущее поколение оно тоже замечательное. А ставить оценки не люблю. 
10. Среди ваших студентов вы часто находите «звёздочек»?
Набирают курс, допустим, двадцать пять человек. Из них десять – да, «звёздочки». Но, по сути, именно двенадцать-тринадцать доходят до конца. За четыре года остальные отсеиваются. И, к сожалению, не все идут работать в театр. 
11. Почему отказываются от театра?
По разным причинам. Во-первых, особенно мужская часть, отказываются, потому что надо содержать семью. А там финансово очень нестабильно и невыгодно работать. Некоторые понимают, что та система, современная театральная, которая сейчас есть, профессиональный репертуарный театр, она уже немножко себя изжила, и что несколько рутинный такой театр. А молодые люди ведь идут за новыми формами. Кто-то пытается находить себя в антрепризных вариантах. Есть у нас один выпуск в академии, которые создали свою труппу, перебиваются, конечно, с хлеба на воду, с воды на хлеб, но зато творят своё искусство. 
12. А вы бы посоветовали своим студентам учиться в столице, как сами хотели?
Знаете, я сейчас поняла, что разницы вообще нет: Челябинск или Москва. Важно, какие педагоги тебе попадутся и важно, насколько ты сам готов учиться, потому что даже если один педагог из десяти  проф.предметов тебя заинтересует, это уже здорово. А всё остальное: ты загоришься и сделаешь сам. Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Актёрскому мастерству научить невозможно, но ему можно научиться». По сути, эта гениальная фраза отражает полностью специфику актёрского мастерства, ну и по большому счёту чем я занимаюсь тоже. 
13. Что бы вы посоветовали будущим актёром?
Тут очень всё сложно. На самом деле, если вас тянет, значит, надо туда идти. Очень важно, перед тем как сделать шаг и принять решение (поступить в ВУЗ, пойти работать в театр, выбрать роль для дипломной работы), понимать, что вы хотите в итоге, вашу конечную цель. Если человек пришёл получать аплодисменты, ему нужна слава, то это один инструмент достижения цели. Если человек пришёл копаться в себе, разобраться в тонкостях человеческой психологии по Достоевскому, то это другой инструмент достижения цели. Просто иногда люди приходят, они не задают себе вопрос, зачем им это нужно. И когда ты начинаешь их чему-то учить, они понимают, что вроде что-то не то. Они не ответили себе честно заранее, чего они на самом деле хотели. 


Источники:
Обществознание. Профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой
Психология профессионального самоопределения. Е. А. Климов

Комментариев нет:

Отправить комментарий