четверг, 18 декабря 2014 г.

Проблема общественного прогресса




Основные противоречия прогресса
  • Нелинейность. Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
  • Относительность. Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
  • Противоречивость. Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.
  • Цена. Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.


Домашнее задание


1. Информацию о каких достижениях технического прогресса мы можем получить из этого источника?
С первой же строчки песни прогресс назван чудом, он "…опустился на глубины и поднялся до небес". Эта метафора показывает масштабы прогресса, в ней также можно увидеть намёк на подводные и летательные аппараты. Однако хочу заметить, что единственное изобретение, прямо названное в песне, - роботы. Именно робот по имени Электроник является одним из главных героев известного советского фильма и книги Евгения Велтистова.

2. Как связаны эти достижения с прогрессом социальным?
Песня исполнена от лица Серёжи Сыроежкина, второго главного героя, чья внешность использовалась при создании Электроника. Познакомившись со своим "двойником", он поражается уникальным способностям робота, превосходящим человеческие, и быстро переложил все свои обязанности на того, кто никогда не ленится и не устаёт. Трижды повторяется строчка "вкалывают роботы, а не человек", то есть назначение роботов, по мнению Серёжи, – избавить человека от работы, причём как физической, так и умственной. 
Я напомню, что социальный прогресс – развитие людей, человечества в направлении к более совершенному состоянию. И в определённом смысле люди приближаются к этому идеалу: если роботы будут выполнять всю работу, то не будет ни думающих, ни делающих, все люди будут равны, свободны и счастливы. 
С другой стороны, по моему мнению, бездеятельность остановит всяческий прогресс, более того, человечество пойдёт по пути регресса. В рассуждениях Серёжи я вижу обратно пропорциональную связь технического и социального прогресса. Если же брать не песню, а именно робототехнику как достижение науки, то можно представить и прямо пропорциональную связь: частичное избавление от физического труда, ускоряет процесс производства и освобождает часть населения от тяжёлой рутинной работы, при этом умственный труд остаётся за человеком, позволяя ему совершенствоваться.

3. Можно ли на основании данного источника говорить о противоречиях прогресса? Обоснуйте ответ.
Я уже было хотела написать, что в данном источнике прогресс описан исключительно положительным, и противоречивость нужно додумывать, основываясь на собственных знаниях о техническом прогрессе. Но есть два слова, которые звучат спорно, – "остановлен бег". Все мы знаем, что прогресс является движением вперёд, совершенствованием, а тут вдруг что-то остановилось. Возможно, Серёжа подразумевал прекращение суеты, возможность отдохнуть от бесконечной работы. Я же воспринимаю эти слова как остановку в глобальном смысле, прекращение развития. То есть, как я уже отмечала в ответе на предыдущий вопрос, исчезновение умственного труда человека вследствие развития робототехники - это прогресс в одной области (технической), сопровождающийся регрессом в другой (духовной).

4. Песня заканчивается словами "счастлив человек". Как понимается счастье с точки зрения критериев прогресса?
Серёжа Сыроежкин, прежде чем начать петь, выкрикивает: "Вот она свобода!", а заканчивает песню словами "счастлив человек". Счастье в свободе, а свободу даёт прогресс. По сюжету, робот пошёл в школу, а сам Серёжа побежал развлекаться вместо того, чтобы сидеть за партой, и он рад этому.
Это пример из источника. Он недостаточно убедителен из-за неверного понимания Серёжей термина "свобода". Однако ценность свободы личности для прогресса подтверждает история: развитие экономики России тормозило ничто иное как крепостное право, крестьянская реформа была необходима для того, чтобы двигаться дальше. Более масштабный пример приводит Вероника Томилова в своём эссе: расписывая изменения в строе общества от античности до наших дней, она приходит к выводу, что 
история человечества это развитие, которое заключается в движении к свободе.
Действительно, возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку - один из критериев прогресса, есть и другие: развитие человеческого разума, совершенствование нравственности людей, развитие производительных сил, включая самого человека, прогресс науки и техники - всё это общие критерии. Часть критериев называются гуманистическими (от лат. humanitas — «человечность»): средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе.
Большой список, не правда ли? Тогда можно ли сказать, что счастье только в свободе? Быть может, оно есть и в других критериях? Например, во всех сразу? Что, если счастье - конечная цель прогресса? Представьте себе картинку: все люди будут свободны, равны, радуются жизни, знают всё о мире, в котором живут, и работают лишь в своё удовольствие - в общем, человечество достигло своего апогея. На мой взгляд, получилась иллюстрация к роману-утопии, счастливая и нереальная. Нереальная потому, что я не представляю у прогресса наличие "конца": и в идеальной жизни найдётся место развитию, более того, я считаю, что без прогресса жизнь не может быть идеальной, а это уже парадокс. Кроме того, я уже писала, что счастье - понятие субъективное: не всех устраивает равенство, потому что есть люди, которые счастливы, когда превосходят других, и это третья причина: не учтена сущность людей - все мы, как известно, разные.

5.
"Должна ли формула прогресса включать в себя, в качестве необходимого элемента, и принцип счастья или же должна совершенно игнорировать счастье? Если счастье входит в понятие прогресса, то увеличивается и развивается ли оно вместе с прогрессом человечества или же нет?" (П.Сорокин).
Ответьте на этот вопрос, опираясь на выбранный вами источник. Согласны ли вы с этим мнением?
Если основываться на песне, то человека сделают счастливым роботы. Значит,  счастье увеличивается вместе с техническим прогрессом. Но как мы знаем, Серёжа потом изменил своё мнение, и я уже не раз выше писала о недостатках в его суждениях. Что касается меня, то не думаю, что счастье входит в понятие прогресса. Если в ответе на четвёртый вопрос я писала, что конечной точкой прогресса станет счастливая жизнь, то позже подчеркнула, что это нереально. Так есть ли связь между прогрессом и счастьем? Великие учёные, чьи идеи опережали время, были подвергнуты гонениям, а фермер, далёкий от современных технологий, благодарит Бога за новый день и идёт вспахивать землю, как было вчера и наверняка будет завтра. 


Тем, кто не смотрел фильм "Приключения Электроника", предлагаю ещё одну песню, в которой Серёжа изменил своё мнение о свалившемся на него "счастье". 



Эссе

Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять.
(О. Хаксли)

Труд сделал из обезьяны человека. С тех пор на протяжении многих веков большая часть населения Земли работает, чтобы жить, в то время как лучшие умы изучают мир вдоль и поперёк в поисках закономерностей, и любое новое знание, а тем более основанное на нём изобретение, может существенно упростить жизнь человека. Но не идёт ли это упрощение нам же во вред? 
Радуясь техническому прогрессу, мы порой совершенно не замечаем, что происходит с прогрессом социальным. Вне всяких сомнений, это актуально для общества в целом, стремящегося к совершенству, ведь тогда жизнь каждого отдельного человека будет счастливой. И если в процессе создания и использования машин люди становятся безразличными друг к другу, обществу есть над чем задуматься.
Положительные сдвиги одной области, сопровождаемые ухудшением другой, мы называем относительностью прогресса - вот проблема, которую затрагивает в своём высказывании Олдос Хаксли, автор романов-антиутопий о потере человечности обществом в процессе технологического прогресса. 
Я не могу согласиться с мнением писателя, потому что не считаю уменьшение физического труда причиной падения нравственности, более того, сравнивая прошлые эпохи и наше время, я бы не сказала, что в плане человечности современное общество шагает назад.
В любом случае, начну с того, что общество в своём развитии не стоит на месте, любой период застоя имеет свойство заканчиваться, а само направление развития может быть движением вперёд к более совершенному, то есть прогрессом, или же противоположным ему движением вспять, называемым регрессом.
Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя. 
Потребности могут быть различными. В пирамиде Маслоу на самой примитивной и в то же время самой широкой ступени находятся физиологические потребности, например, голод. Технология производства пищи требует, чтобы люди жили в сёлах, а не в городах, поэтому ещё в начале XX века в сёлах жило около 90% населения России. Но с появлением тракторов и машин, производительность труда выросла и необходимость в натуральном хозяйстве уменьшалась. Сейчас в России уровень урбанизации достигает 70%, всё больше людей вместо того, чтобы вспахивать землю, работают в офисах. На смену физическому труду пришёл интеллектуальный. 
Хочу добавить, что творческая деятельность находится отнюдь не в упадке, разве что она подстроена под современные технологии: художники рисуют в графических редакторах, писатели печатают книги на компьютерах, музыканты играют на синтезаторах и электрогитарах в студиях звукозаписи. Научиться этому может каждый, к тому же уменьшение физического труда дало больше свободного времени для остальной деятельности. Отчасти это чревато неким засорением искусства: песни-однодневки, книги-пустышки, картины, которые может нарисовать и ребёнок, - всё это встречается на каждом шагу. Но от того и классика на вес золота, а образование, ставшее доступным каждому, практически исключает людей, ни разу не читавших Александра Сергеевича Пушкина и не слышавших Вольфганга Амодея Моцарта. На основе этого я считаю, что духовная жизнь общества, в частности наука, образование и искусство, прогрессирует. 
Что же касается нравственности людей, падение которой наблюдает Олдос Хаксли, то я убеждена в положительном влиянии художественно прекрасного на психические структуры личности, то есть глубокой связи искусства и нравственности: при распространённости первого второе быть в упадке не может. 
Я часто вижу акции наподобие "Сто добрых дел" или "Мир не без добрых людей", среди моих знакомых немало волонтёров, мои друзья часто делятся со мной прекрасными социальными видео, мои одноклассники не могут пройти мимо бездомного котёнка в подъезде. В прошлом году в нашей школе был организован благотворительный концерт, все деньги, собранные со зрителей, пошли на помощь девочке, пострадавшей от пожара. Разве это не доказательство того, что доброта существует?
Если вернуться к влиянию технического прогресса, то ни для кого не секрет, что он отдаляет нас друг от друга. Сейчас есть множество возможностей общаться на расстоянии, и оттого мы стали реже общаться лицом к лицу. Что ещё хуже, есть те, кто встречаясь лично, предпочитают листать ленту новостей в социальных сетях, чем уделять внимание человеку напротив. Останутся ли они такими же безразличными, если этому собеседнику вдруг станет плохо? Хочется верить, что нет. 
Недавно я смотрела эксперимент, снятый на видео, как два актёра разыгрывают в лифте сценку: один душит другого, и проверяется реакция случайных прохожих, когда открываются двери. Один мужчина достал телефон, чтобы запечатлеть момент убийства: комментаторы возмутились подобному поведению, утверждая, что никто бы из них так не поступил. Среди прочих "жертв" эксперимента были те, кто поспешил убежать. Но были и те, кто, преодолев свой страх, бросились на помощь, а значит чувство справедливости и самоотверженность имеют место быть и в нашем  XXI веке. 
С каждым днём технологии развиваются всё быстрее и быстрее. Этот прогресс может быть противоречив, и всё же он очевиден. Социальный прогресс проследить сложнее - он нелинеен, и всё же я убеждена, что гуманизм, сложившийся в эпоху Возрождения, есть и в наше время. А, как известно, то, что способствует возвышению гуманизма, прогрессивно, потому что чем гуманнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке лучших его качеств: разума, нравственности и творческих сил. 

Источники:
Всё собственное, сделанное на основе материалов сайта Обществознание.про и кинофильма "Приключения Электроника", СССР, Одесская киностудия, 1979 год.

Эксперимент в лифте

5 комментариев:

  1. Даша, Вы умница! Очень глубокая работа! Понравилось, что Вы вышли за пределы источника, обратившись к сюжету фильма/книги, что позволило более полно ответить на вопросы.

    Отличная работа с теорией. Мне кажется только, что ответ на 4 вопрос напрашивается другой (исходя из Вашей логики). Разве счастье в понимании Сыроежкина нельзя соотнести с критерием возрастание степени свободы, которую общество может дать человеку? И ещё вопрос: Вы читали эссе Вероники Томиловой (в сообщении основного блога по теме "Проблема общественного прогресса")? Мне кажется, что тот вывод, который она делает в своём эссе, очень хорошо согласуется с историей выбранного Вами источника.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария Николаевна, спасибо за комментарий!
      Четвёртый вопрос лучше читать без Сыроежкина и последующего вопроса, так будет понятнее изначальная логика. Дело в том, что когда я ещё раз послушала песню, мне и пришла мысль, что эту фразу можно соотнести с одним из критериев (как раз с тем, что Вы привели). И вот проблема: мысль хочется добавить, а вроде некуда - ответ уже цельный и несколько иной, более общий. В результате мысль вписана неуклюже, да ещё и не раскрыта. Я ещё подумаю, как можно переформулировать.
      К сожалению, эссе Вероники Томиловой ещё не видела, но обязательно прочитаю. Возможно, я дополню свой ответ.

      Удалить
    2. *ответы на вопросы обновлены

      Удалить
  2. Даша, мне очень нравится Ваша работа с тетрадью. То, как Вы подбираете и оформляете материал, то, как относитесь к моим комментариям, улучшая свои работы — здорово! Ценю неравнодушие и работу не ради отметки, а ради знаний.

    Очень понравилось Ваше эссе. Оно не банальное: личностное. Очень часто в подобном контексте учащиеся соглашаются с автором и начинают распускать нюни по поводу падения нравов в современном мире. Но разве нравы Средневековья были высокодуховны, а помыслы чисты? Вы не идёте простым путём, Вас интересно читать. 5 баллов из 5.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, я Хелена Хуліо з Еквадору, я хочу поговорити про пана Бенджаміна на цю тему. надає мені фінансову підтримку, коли весь банк у моєму місті відмовився від мого запиту надати мені кредит у розмірі 500 000,00 доларів США, я намагався зробити все можливе, щоб отримати кредит у моїх банків тут, в Еквадорі, але всі вони відхилили мене, оскільки мій кредит був низьким, але з благодаттю Бога я дізнався про містера Бенджаміна, тому вирішив спробувати подати заявку на позику. Бог бажає, щоб вони дали мені кредит у розмірі 500 000,00 доларів США про позику, яку мої банки тут, в Еквадорі, відхилили мене, це було дуже приємно робити з ними бізнес, і мій бізнес зараз іде добре. Електронна пошта / WhatsApp Зв'язатися, якщо ви хочете отримати кредит від них. lfdsloans@outlook.comWhatsApp Контакт: + 1-989-394-3740.

    ОтветитьУдалить