суббота, 15 ноября 2014 г.

Общество как динамичная система




ОБЩЕСТВО

в узком смысле

в широком смысле



Объединение людей по интересам, профессиям, совместной деятельности
(общество книголюбов)

Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения
(инопланетяне обнаружили на Земле общество, отличающееся сложной структурой)
Социальное окружение
(дурное общество)

Национально-государственное образование
(английское общество)

Исторический этап развития человечества
(феодальное общество)


Всё население Земли, совокупность всех народов
(глобальные проблемы современного общества)






Признаки общества как системы:
  • Общество отличается большим разнообразием  различных социальных структур, систем и подсистем.
  • Общество несводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью.
  • Самодостаточность.
  • Динамичность, незавершенность и альтернативность развития.
  • Особый статус субъектов, определяющих общественное развитие.
  • Непредсказуемость, нелинейность развития.
  • Необходимость осмысления последствий вмешательства человека при построении различных моделей развития общества.




Общество как система
Моделью идеального общества на мой взгляд является суп. Он состоит из множества составляющих. Каждый компонент супа сохраняет свою целостность (индивидуальность, неповторимость). И, одновременно, отдает часть своих свойств супу в целом, создавая общий вкус. Влияние супа в целом на каждый из его компонентов и влияние каждого компонента на суп в целом взаимно, следовательно, взаимно и влияние каждого компонента друг на друга, но не напрямую, а через общий для всех бульон. 
Чем больше компонентов входит в состав супа, тем вкуснее получается суп и тем "тоньше", незаметнее влияние компонентов друг на друга.        
Например, семья - это тоже общество, и влияние членов семьи друг на друга тем заметнее и сильнее, чем семья меньше. На предприятии, где количество работающих больше, взаимное влияние уже не так явно выражено.        
Из всех компонентов супа я хотела бы выделить один, который не отнесла бы к обычному компоненту: настолько он отличается от всех по своим свойствам. Этот компонент - вода. В ней и варятся все овощи, мясо, крупа, приправы и прочее. Вода является связующим и передающим взаимное влияние началом, хотя может показаться неважной составляющий из-за того, что не имеет ярко выраженного вкуса.

  1. Прокомментируйте представленную модель системного строения общества. Каковы, на ваш взгляд, её достоинства и недостатки?


Достоинства
Недостатки
+ лёгкий для понимания пример на бытовом уровне с общеизвестным объектом (супом) в основе;

+ указаны характерные черты общества: человек и общество неотделимы, как ингредиенты и суп; части формируют целое;

+ показано влияние частей общества (ингредиентов супа) друг на друга (в обществе все сферы жизни связаны друг с другом, так как общество - целостная система), ингредиенты в сочетании друг с другом меняют вкус, если портится ингредиент, то всё блюдо испорчено - если возникают проблемы в одной из сфер общественной жизни, то они отражаются во всех остальных сферах;

+ ингредиенты не похожи друг на друга, являются целостными, выполняют различные функции, как самостоятельно, так и в взаимодействии друг с другом, что создаёт аналогию с социальными институтами;


+ как в супе есть связующий элемент - вода, так и в любом обществе есть признак, по которому люди объединены: хобби, если это объединение людей по интересам, территория, если говорить об обществе как о национально-государственном образовании, глобальные проблемы, волнующие всё человечество, и т.д.
- отсутствие обществоведческих терминов;

- отражена лишь малая доля свойств общества как системы, например, совершенно не учтены саморазвитие и самоорганизация общества;

- влияние ингредиентов друг на друга представлено исключительно положительным, а их количество прямо пропорционально качеству (больше компонентов = вкуснее суп), чего нельзя сказать об обществе, которое, как указано выше, является саморазвивающейся системой и в своем развитии может двигаться как по пути прогресса, так и регресса;

- при указании неповторимости и значимости ингредиентов, их невозможно соотнести с определёнными сферами жизни общества (овощи никак не разделить на экономическую, политическую, духовную и социальную сферы)



  1. Придумайте и изобразите свой вариант системного строения общества. Какие компоненты войдут в его состав? Как они будут связаны между собой?

Мы считаем, что человеческое общество похоже на пчелиный улей. Улей – это миллионный город, где все роли четко распределены, и существует строгая иерархия. Маленькие пчелки – крайне организованные божьи существа. Каждая пчела занимается своим делом, порученным только ей. Рассмотрим подробнее эту систему:
Матка – это королева миллионного города, главная в пчелином улье, от неё зависит продуктивность семьи и благосостояние улья. Пчелы-фрейлины трудолюбиво ухаживают за ней, чистят её крылышки, кормят медом и пыльцой. Если матка по каким-то причинам улетает из улья, то все пчелы следуют за ней, и улей остается пустым. Фрейлины (5) входят в королевскую свиту и приставлены ухаживать за королевой. 
Трутни (11) - пчелиные самцы, появляются весной и летом, когда семья достаточно окрепла и начинает готовиться к роению. Без трутней невозможно размножение пчел. Няньки (6) кормят молодняк. 
Уборщицы (1) все чистят до блеска. Слесари (8) ремонтируют улей, заделывают прополисом дырочки, предотвращают сквозняки, исправляют повреждения, нанесенные человеком или стихийным бедствием. Строители (9) занимаются постройкой и наращиванием сотов на вощине. Стражники (2) охраняют улей днем и ночью от нападения и разворовывания запасов другими пчелами, а также от осиных волков, которые поедают пчел сотнями. 
Разведчицы (7) улетают искать плодоносные места за многие километры, а возвращаясь, превращаются в балерин и начинают танцевать особый танец, показывая, где находятся медоносные поля. Производители, добытчицы (10), их большинство, осуществляют основную работу по сбору нектара и заготовкам меда на зиму. Секретари (4) помогают возвратившимся пчелам разгрузиться от принесенной пыльцы. Вентиляторами (3), выпаривая влагу из меда, неустанно машут крыльями днем и ночью.

Вместе пчёлы занимаются производственной деятельностью с целью удовлетворения потребностей, и только при их взаимодействии может существовать улей. Это говорит о целостности системы, неотделимости общества от его членов, зависимости пчёл друг от друга. Более того, в производственной деятельности мы видим экономическую сферу жизни общества
Полученным материальным благом, то есть мёдом, щедро кормят пчёлы матку. Её холят и лелеют, фрейлины заботливо чистят крылышки. Пчеловоды прозвали её королевой, она является олицетворением власти в улье. Интересно, что даже при казалось бы идеальной монархии в этом матриархальном обществе может произойти тихая смена власти, когда сами пчёлы заменяют старую матку на новую. Бывает, что две молодые матки сражаются за право обладания троном улья. Борьба за власть относится к политической сфере, как и обеспечение безопасности улья стражниками. 
Социальная сфера проявляется в отношениях пчёл друг с другом, исходящих из их социальных ролейМолодые рабочие пчелы хорошо относятся как к более взрослым пчелам своей семьи, так и к пчелам других семей. Взрослые рабочие пчелы из одной семьи (кстати, семья - социальный институт, который мы видим и в пчелином обществе) относятся с безразличием друг к другу, но настроены враждебно по отношению к другим пчелам, пытающимся залететь в их улей. Отношение рабочих пчел к трутням находится в зависимости от инстинкта продолжения рода, то есть от сезона. При благоприятствующих внешних условиях они относятся хорошо как к собственным, так и к залетевшим чужим трутням — принимают их и даже подают корм им своими хоботками. При ухудшении внешних условий пчелы-кормилицы меняют свое отношение к матке, заметно уменьшая количество выдаваемого ей корма. Однако, они никогда не лишают ее корма полностью. Даже когда семья погибает от голода, последняя капля меда предназначена для матки. 
Во всех этих отношениях можно заметить некую систему нравственных норм - это проявление духовной сферы. Особый танец пчёл-разведчиц можно отнести к искусству, хотя он обусловлен не совсем духовными потребностями, это способ коммуникации, таким образом пчёлы сообщают другим членам улья информацию о направлении расположения источника питания, расстоянии до него и количества в нём пыльцы и нектара. Биологи показали, что пчёлы пчёлы разных видов способны выучить язык танцев друг друга ради совместного сбора нектара (чувство голода помогает преодолевать языковой барьер). Процесс усвоения знаний называется образованием, и в пчелином обществе он есть.  
Всё вышеназванное указывает на то, что улей является системой с множеством, в котором есть самоорганизация и, соответственно, саморазвитие. Пчёлы сами строят улей, распределяют обязанности в нём, поддерживают жизнь общества. Они могут покинуть свой дом, а то и погибнуть - тогда семья, маленькое общество, перестаёт существовать.





Сложная система

Скопление людей – ещё не общество
Экономическая сфера
образующих ее элементов и связей между ними чрезвычайно много
производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения

Открытая система
Политическая сфера
взаимодействующая с внешней средой
отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями

Материальная система
Социальная сфера
реально существующая
отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий

Динамичная система

Духовная сфера
изменяющаяся, развивающаяся в результате внутренних причин и механизмов
отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления





Социальные институты - важнейшие элементы общества; устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определённых социальных норм, правил, стандартов поведения.


Институционализацией называется процесс образования социальных институтов. Этот процесс начинается тогда, когда конкретная общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Тот или иной социальный институт, сформируется, если существуют необходимые для этого условия:
1) в обществе должна существовать и осознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте.
2) общество должно располагать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности — ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой формируется новый институт.





Источники:
Обществознание.про
Единый мир (Интернет-газета)
ШколаЖизни.ру (познавательный журнал)
Схемо.рф

Комментариев нет:

Отправить комментарий